Реле с задрежкой включения

2022-04-14

Реле с задержкой включения понадобилось мне для автоматического включения противотуманных фар в режиме ДХО. Есть разные схемы для подключения ДХО, я выбрал схему подключения к бензонасосу. Как известно, при повороте ключа в режим включения зажигания(ON), бензонасос включается на несколько секунд, и также он включается при работе стартера.
Получается, что при использовании обычного реле, ПТФ будут включатся вместе с бензонасосом, т.е. несокклько секунд при включении зажигания, и будут гореть при зработе стартера. Казалось бы - ничего страшного если фары посветят на несколько секунд дольше, но проблема может быть в том, что все это время, фары будут разряжать аккумулятор, а в холодное время года, это вобще не допустимо, т.к. на запуск двигателя стартером заряда может не хватить.
Именно поэтому включать ДХО нужно только после запуска двигателя. Реле с задержкой включения решает данную задачу полностью.

Схема задержки включения реле

Для переделки обычного реле в реле с задержкой понадобится два диода, конденсаторы, резистор и микросхема таймер NE555. На схеме указаны номиналы деталей при которых задержка включения около 5 секунд. Для изменения времени задержки нужно изменить номиналы резистора или конденсатора в соотвестствии с формулой на рисунке.
Подробнее о схеме: диод VD1 установлен для защиты от неправильного включения, C1 и С2 просто конденсаторы по питанию, C3 и R1 задают время задержки включения реле, диод VD2 предназначен для защиты выхода таймера NE555 от обратной ЭДС при выключении.
Схема собирается навесным монтажом вокруг катушки и устанавливается внутри корпуса реле.

Автомобильное реле размещение деталей

Т.к. изначально автомобильное реле неполярно, то я определил, что буду использовать 85 клемму для подключения минуса питания, а 86 клемму для плюса. Катушку нужно оставить одним концом на минусе, а другой конец необходимо отделить от плюса(просто перекусить и согнуть).
Сначала нужно разместить под катушкой со стороны минусовой клеммы(85) резистор и диод.

Монтаж деталей внутри автомобильного реле

Затем можно подключить конденсаторы по питанию, а на противоположной стороне разместить таймер NE555, предварительно соединив ножки 4 с 8 и 6 с 2. Затем уже по месту подсоединить конденсатор и пробросить провод на катушку. Также не нужно не забыть зашунтировать катушку диодом.

Увидеть работу такого реле можно на видео ниже: